В организациях есть IT-инфраструктура: информационные системы, рабочие компьютеры. Сотрудникам выдают доступы к этой инфраструктуре. Как передавать пароли сотрудникам и как их хранить.
- 4 мин
- 924
Пароль сотрудника
Учётная запись и пароль
Учётная запись (аккаунт) — это ключ к информационной системе. Она нужна, чтобы система узнала пользователя и дала ему доступ к данным. Для входа обычно нужны: «имя пользователя» и «пароль».
Учётные записи контролируются информационной системой и дают пользователю разные возможности (это называется «правами») работы с данными.
Например, в CRM-системе пользователь в роли «руководитель отдела продаж» будет видеть все сделки. А пользователь в роли «менеджер по продажам» только свои.
При создании учётной записи нужно создать пару: уникальное имя пользователя и пароль. В качестве имени может использоваться слово, номер телефона или адрес электронной почты.
Для пароля — комбинация из цифр и букв сложный пароль.
Пароль должен быть надежным и безопасным — минимум 14 символов, наличие цифр, букв разного регистра и специальных символов.
Как создать пароль для сотрудника
Кто создаёт пароли для сотрудников?
Учётные записи и пароли на предприятии создают ответственные сотрудники:
- сотрудники IT-отдела, например, системные администраторы или специалисты по информационной безопасности;
- управляющие цифровым имуществом — специалисты, которые контролируют реестр облачных информационных систем и доступы к ним;
- рууководители направлений, например: руководитель отдела выдаёт доступы в информационную систему своим сотрудникам.
Ответственные за учётные записи и пароли отвечают за регулярную смену паролей, их хранение, инструктаж сотрудников.
Требования к корпоративному паролю
Требования к паролю от учетной записи сотрудника:
- нельзя использовать личные пароли;
- пароль должен быть длинным, не менее 14 символов;
- нельзя использовать очевидные последовательности вроде «123456», «password» или «qwerty»;
- пароль не должен повторяться: нельзя копировать один и тот же пароль.
Где создавать пароли для сотрудников?
Требования к безопасности паролей постоянно растут, поэтому используют:
- Бесплатные генераторы надёжных паролей;
- Встроенные генераторы паролей в самих информационных системах;
- Встроенный генератор паролей уникальных паролей в менеджере паролей.
Где хранить все пароли предприятия?
Объём учётных записей (и логинов и паролей) в любой компании превышает полсотни. Обычно на предприятии все пароли хранят в одном месте. Используют корпоративный менеджер паролей — специальную программу, в которой хранятся все учётные записи ко всем информационным системам предприятия.
Менеджер паролей помогает организовать хранение сложных паролей в компании и управлять ими. В менеджере паролей все пароли шифруются, а для повышения уровня защиты используют двухфакторную аутентификацию.
Рассказываем о плохих методах хороших и о том, как правильно хранить пароли в статье Где хранить пароли?
Как выдавать пароли сотрудникам?
Создание и выдача паролей для сотрудников нужно проводить по процедуре, которую предприятие формирует самостоятельно. Мы обозначим несколько базовых правил, которые можно использовать для своей парольной политики:
- при приеме нового сотрудника ответственный выдаёт учётные записи (логин/пароль) к информационным системам. Если сотрудник получил временный пароль, то он его меняет по правилам, которые описаны в требованиях к паролям;
- при увольнении сотрудника его учётные записи к информационным системам блокируются;
- если сотрудник забыл пароль, то ответственный выдаёт ему новый пароль.
Выдача и передача паролей должна происходить через защищённый канал передачи данных или через менеджер паролей. Ответственному и сотрудникам запрещается обмен такими данными через личные устройства или слабо защищённые каналы.
Безопасный менеджер паролей для организаций
Предоставьте сотрудникам безопасный способ создания, хранения и обмена паролями. Выполняйте ФЗ-152, снижайте риски потери данных.
Пароли сотрудников и утечки данных у организаций
Слабые пароли и их повтороное использование — одна из причин утечек в организациях.
Опасно
- Использовать личные пароли.
- Использовать простые пароли.
- Пересылать пароли по почте.
- Передавать пароли в мессенджерах.
Какие действия сотрудника повышают риск компрометации пароля?
Одна из проблем — передача учетной записи третьим лицам или использование одной учетной записи к корпоративной системе несколькими сотрудниками.
Использование личных устройств так же является проблемой. Нередко люди забывают или теряют свои устройства в общественных местах. Если устройство взломано, то другие люди могут получить доступ к корпоративным системам.
Хранение паролей на листках бумаги, стикерах на мониторе, в текстовых файлах на рабочем столе.
Использование незашифрованных таблиц в облаках — в гугл-документах, яндекс-документах.