Категории
Категории
  • 3 мин
  • 898

Цифровой актив для компании

В любой даже очень маленькой компании, состоящей из одного сотрудника, будет хоть один «цифровой актив». Разберемся, что это такое и почему порядок и учет необходим.

Источник статьи Online-Media.Ru

Что такое цифровой актив?

Четкого, общепринятого определения «цифрового актива» пока нет. Есть значение «цифрового финансового актива» (ФЗ от 31.07.2020 №259-ФЗ), под которым понимают «цифровые права, включающие денежные требования».

Мы же под «цифровым активом» понимаем следущее: цифровой актив — информационный ресурс, существующий в виде уникального идентификатора. Право на цифровой актив принадлежит физическому или юридическому лицу.

Критерии цифрового актива

  • Электронный вид — набор байтов.
  • Утеря цифрового актива — риск, никто не гарантирует его восстановления.

Как определить цифровой актив?

Любая учетная запись, сертификат, атрибут цифровой идентификации является «цифровым активом». Например, у нас сейчас зафиксировано 58 типов (на самом деле их больше) цифровых активов.

Примеры цифровых активов

Актуальный список на 21.02.2023

  • Домены;
  • Сертификаты;
  • Лицензии на цифровые продукты;
  • Логотип;
  • Брендбук;
  • Конфигурации программного обеспечения;
  • Криптовалюты, подтвержденные ключом;
  • Учетные записи к банковским приложениям;
    • ответы на контрольные вопросы
  • Учетные записи к Saas-сервисам;
  • Учетные записи к корпоративной почте;
  • Учетные записи к внутренним системам;
  • Учетные записи к серверам;
  • Атрибуты цифровой идентификации;
  • Устройства, авторизованные к корпоративным аккаунтам;
  • Электронные книги, инструкции, руководства;
  • Заказные материалы: тексты, фото, видео;
  • Патенты, свидетельства о регистрации.

Рекомендации по сбору и хранению

Почему учитывать, хранить и управлять цифровыми активами — важно? Потому что потеря актива может привести к финансовым и/или репутационным рискам. Некоторые цифровые активы невозможно восстановить.

Права на цифровые активы

Все цифровые активы компании полностью принадлежат ей. Следовательно, максимальный уровень доступа к цифровым активам должен быть у руководителя компании.

Он в свою очередь может передать управление цифровыми активами заместителю — техническому директору, руководителю IT.

Те выстраивают иерархию ниже: например, в ведении и управлении отдела маркетинга находятся цифровые активы по Saas-продуктам, а у бухгалтерии по банковским приложениям.

Такая структура реализована в менеджере паролей TeamDo.

Сбор и хранение цифровых активов

Сбор реестра цифровых активов компании похож на процедуру инвентаризации: нужно собрать все цифровые активы.

Начать можно в обычном файле, но со следующими ограничениями:

  • Нужно назначить одного ответственного сотрудника, который соберет все данные;
    • цифровой актив, владелец цифрового актива, пользователи цифрового актива
  • Реестр — документ, хранимый на локальном устройстве компании (это не должен быть гуглдок или расшаренный «для всех» документ);
  • Ответственный сотрудник должен подписать NDA, по которому не имеет права передавать данные третьим лицам.